Форум » Снова нас ведут куда-то и неясен нам маршрут, видно горы виноваты... » Домбай - Архыз » Ответить

Домбай - Архыз

хотт@быч: Доброго дня всем. Собираюсь в поход на начало мая из Домбая в Архыз. Прошу совета. 1. Поход должен быть максимум 5-6 дней . Физическая подготовка достаточная. Осенью ходил на пер. Федосеева , озеро Кяфар , пер. Речепста. Живу в Краснодарском крае. 2. Желательно минимум формальностей ( Тебердинский заповедник , пограничники). 3. Планирую пер. Алибек - хочется через него ( или Мухинский на Теберду , но хотельсь бы в Домбай) , пер. Хузрук ( или пер. Халега) , пер. Озёрный , пер. Архызское седло. 4. Принципиального значения из Архыза или наоборот значения не имеет. 5. Подскажите пожалуйста как лучше организовать , получить пропуски , не задерживаясь из-за них. Или можно без них? Или взять пропуски в Теберде , Домбае или Архызе?

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Boris: Пропуск у погранцов - в любом случае. Как его получить, заказав заранее - подробно описано на форуме. Получить можно в Архызе или Теберде. Через Алибек могут и не выдать разрешение, а могут и выдать - все зависит от "оперативной" обстановки у погранцов. Пишите, Звоните - они скажут. Через Алибек еще и заповеднику заплатить придется (в Теберде, в управе). Но даже и через Муху без пропуска могут не пропустить (если нарвешься) лесники на джипах с карабинами - кушать все хотят. В начале мая на Алибеке и Халеге снега будет по уши, лавиноопасно, имейте это в виду. Если идти через Муху и Кызыл-Ауш (далее Озерный) - это предпочтительнее. Ну, и как правило, в начале мая погода не балует. Если еще возникнут вопросы - пишите.

хотт@быч: Большое спасибо. Маршрут Теберда - пер. Муха - пер. Кызыл-Ауш - пер. Озёрный - Архыз получается предпочтительнее и безопаснее в начале мая. Ещё вопрос - Если этот маршрут из Теберды , то как с пограничниками? И ещё - пропуск в Тебердинский заповедник нужен на весь маршрут? Большое спасибо. И какое на Ваш взгляд сремя прохождения этого маршрута + лучше из Архыза или Теберды?

Boris: На этом маршруте встреча с погранцами менее вероятна, но тем не менее... Все-равно он проходит по погранзоне и если на Марухе, к примеру, нарвётесь на патруль, то поход будет испорчен однозначно плюс административные последствия. В Теберде пропуск на проход заповедника берётся на Мухинское ущелье и пер.Озёрный (это Архызский участок Тебердинского заповедника). А вот в Архызе пропуск брать не у кого - там просто лесничество от заповедника и конторы нет. Т.о. выход из Теберды предпочтительнее. Да, и еще: погранцы могут заставить зарегистрироваться у спасателей МЧС.


Сергей: На РИСКе вывешен пос о Архызе.Есть несколько фото,предваряемых фразой:"Среди обилия фотографий и карт меня, как руководителя, заинтересовали два невзрачных листика на стене: "Перевалы, закрытые для совершения спортивных переходов (Государственная граница)". Уточнил - это не закрытая информация. Поэтому, изучайте, договаривайтесь или корректируйте нитки маршрутов." Меня,если честно,повергла в шок.Выходит что туризму в Архызе кирдык.Смысл приезжать только желающим похлестать водку и пожарить шашлыки. Но все ж буду в апреле-мае пробивать очередное разрешение на Псыш.

хотт@быч: В продолжение темы. Ну наконец-то начался апрель. Решил в итоге идти Домбай - пер. Алибек - пер. Хадюка - пер. Озёрный - Архыз. Выход назначен на 29 мая из Домбая. На днях созвонюсь с погранцами. Ответ напечатаю. Вопросы в тему 1. Нужны ли кошки ? 2. Мой арсенал - ледоруб , хорошая обувь , тёплая куртка , палатка с фибергласовыми дугами и настойчивость + бегаю по 6-10 км. Вопрос такой - лавиноопасность в мае - это действительно серьёзно? Или к примеру выходить на перевал рано утром , или идти по какой-либо стороне избавит от опасности лавины? 3. Как далеко друг от друга находятся в Теберде пограничники и контора заповедника. Одна фирма предлагает погранцов за 400 р + заповедник 100 рублей. Стоит ли тратиться?

Сергей: Вечер добрый!Попробую ответить на некоторые вопросы.Снег на Алибеке в конце мая вполне может быть.Посему кошки брать!Навороченные ни к чему.Вполне достаточно простых типа этих: Весят с антиподлипом меньше 900г.Проходить снежные склоны желательно(обязательно) до освещения их солнцем. Они еще промерзшие.Вот тут в кошечках и проскакиваеш как по паркету.На южные снежные склоны соваться после 10 часов утра-большой риск влететь в лавину. Горелку с газом,надеюсь,не забыли? А что за фирма такая борзая,озвучьте.В прошлом году россиян обслуживали за 100.Заповедник так и был.

хотт@быч: Адрес фирмы такой - турагентство "Светлана" Домбай, КЧР,Пихтовый мыс (920) 020 1156 svetlana@dombai.info ICQ 481688248 Стоимость 400р я указал с одного человека. Если двое , то 300. Видимо если ещё больше народа , то ещё дешевле будет. Повторюсь с вопросом - если приехать в Теберду и сразу оформить пропуск у пограничников? И как далеко друг от друга контора заповедникаи погранцов и где они по отношению к автовокзалу Теберды? И может вообще не брать пропуск в заповедник , а заплатить где-то в районе меств бывшего альлагеря Алибек? Я слышал в нете , что можно заплатить и там.

хотт@быч: Завтра выезжаю. Пропуск получу в Черкесске. Как приеду отпишусь.

хотт@быч: Вчера вечером вернулся из похода. Устал , сил и желания писать не было. Теперь обо всём по порядку. Маршрут пройти не удалось , желание осталось и удвоилось , весенние горы очень красивы и настолько же опасны. Ехал из Тихорецка до Невинки на поезде Ростов — Баку в плацкарте за 500 рублей ( по-моему очень дорого). Поскольку по телефону узнать расписание не удалось , на ж/д вокзале выяснилось , что поезда в Черкесск вообще не ходят. Идёт электричка из Невинномыска в 5.28. В Черкесск приходит в 07.22. Обратно идёт в Невинномыск в 08.10. И то это не электричка , а автобус на рельсах с таким же характерным звуком мотора. По направлению к Черкесску ходят только тепловозы — нет электротяги. В итоге я прибыл в Невинномыск около 01.30 и ждал на ж/д вокзале всю ночь до 05.28 — 4 часа. Бессонная ночь на вокзале. Приехав в Черкесск утром в 07.22 уже ничего не хотелось. Нашлось пару ребят типа меня в Домбай — были перехвачены таксистом, который сам забрал мой погранпропуск в 09.00 в погранотряде на Доваторов и отвёз нас в Домбай за 1200 рублей за машину ( цены до 1500 за машину). Обилие российсих авто на улицах Черкесска , тем более такси естественно с характерной кавказской ездой. Утро 29.04 в Домбае встретило усиленным моросящим дождём. Переоделся и путь. Сразу за посёлком по пути в а/л Алибек метрах в двустах — пограничный пост и пост Тебердинского заповедника. Отметился у погранцов , купил билет на один день в заповедник ( как чувствовал). Заняло это минут 10-15. Далее до альплагеря около 6 км — 2.5-3 часа постепенного подъёма с 1650 до 2000 метров. В середине пути зашёл на кладбище альпинистов. Помимо ощущения прерваности жизни на взлёте других мыслей не было. На табличках названия окружающих вершин — Белалакая , Эрцог , Домбай-Ульген , Алибек , Сулахат , Мусса-Ачитара ( названия-та какие). Вершины рядом , альпинисты здесь же. Основные захоронения или памятные камни 1975-77 год , но есть и наши дни. Надпись при входе Здесь нет алых роз и громких речей , и не похож на монумент тот камень , что покой тебе подарил. Светлая им память. У альплагеря Алибек был около 14.30. Подустал , остановился на ночёвку между сосен — дождь практически не попадал. Не знаю как раньше — сейчас это видимо база отдыха с новыми домиками , бильярдом , баней , кафе , шашлыком. Людей на базе практически не было — работники и случайные. База расстраивается , перспективы хорошие. На утро 30.04 около 07.30 вышел по направлению горы Сулахат и практически сразу через 100-200 метров рыхлый глубокий снег. Идти невозможно. Каждый шаг как маленький подвиг. Решил изменить план — идти на перевал Кичи Теберда или пер. 74 и траверсировать склон вправо в сосновый лес. Порядком поднявшись обнаружил сугробы ещё большей глубины. Под снегом тропа окончательно потерялась. Спустился в исходное положение. Решил пройти по руслу речки и подняться по берёзовому криволесью в направлении пер. Кичи-Теберда. Подъём крут , без тропы по траве и криволесью березняка. Вышел на гребень около 13 часов , стал виден перевал и опять такая же котовасия — рыхлый разноглубокий снег. Без снегоступов и кошек делать нечего ( кошки на утро на случай крепкого наста). Не стал испытывать судьбу , да и выхода не было — пришлось спуститься в лагерь. Около 16 часов я опять в лагере , разложил палатку. Тут подошла группа из Ростова из клуба Ковчег. Они также собирались на Алибек ( как потом выяснилось — тоже не смогли на него пройти — неудобный снег). 01.05 с утреца я спустился в пос. Домбай. Там праздник Первомая — весело и с музыкой + начало соревнований по ски альпинизму с Ред Фоксом . Поймал попутку за 100 рублей , доехал в Теберду в ущелье реки Муху. Пропуск в заповедник не взял , а зря - через километр остановили егери заповедника и в предельно корректной и вежливой форме составили протокол ( деньги не брали ни под каким соусом). По времени — вышел у дороги в ущелье в 09.30 , дошёл практически до перевала в 14.30. Перепад высот от Теберды 1100 до перевала около 2700 . Это около 1600 метров. Путь к перевалу Муху идёт по каменистой дороге , проходимой для уазика практически почти до перевала. На последней трети пути дорога пересекает реку Муху дважды. Я выбрал не переходить её , чтобы не мочить ноги , а прошёл верхом по левому орографически берегу. Местами до 50 метров над рекой. Далее ошибиться невозможно , но в конце я ошибся. Исток реки Муху остаётся южнее , а перевал ( не очевидный уходит вправо от пологой вершины — пупыря — планируемому ранее горнолыжному склону). Лучше ориентироваться так — под перевалом и пологой вершиной имеются останки ранее строящейся горнолыжной базы с подъёмником ( интересно кому пришла в голову такая мысль — выкинуть деньги на заведомо бесперспективный проект. Видимо просто отмывали деньги. На останках стройки логотипы и надписи министерства регионального развития России). На этом месте хорошо остановиться с ночёвкой и разжечь костёр — дров целые кучи. Конечно в заповеднике разжигать костры запрещено, поэтому аккуратно. Перевал Муху лежит правее вершины-пупыря , правее этой горнолыжной стройки и истока Муху ( если лицом к перевалу). Я в тот день этого не знал , поднялся почти на вершину-пупырь , нашёл там кучу снега , не смог сориентироваться и спустился к базе. Около 17 часов встал на ночёвку. 02.05 утром выглянул из палатки и чудо — в 07.30 идёт группа. Я бегом к ней — оказались старые знакомые - Ковчеговцы из Алибека. Не смогли там пройти — идут на перевал — не на Муху , а южнее по истоку реки Муху. Где пер. Муху они точно не знали. Я попросился идти за ними , чтобы окончательно не потеряться — договорились. Попил чайку , собрал палатку и за ними. Догнал группу у перевала. До него шёл 1.5 часа — в 09.30 перевал. Красота необыкновенная. Такая же как и крутой спуск с него. По виду — 1Б ( хотя я в этих категориях далеко не спец). Постоял немного на перевале и первый пошёл на спуск траверсируя в сторону большого снежника. Метров через 20 это стало похоже на альпинизм , а ещё через 20 — точно альпинизм. Вишу над крутым травянисто-осыпным обледенелым местами покрытом снегом склоне и думаю о вечном. Жить захотелось больше , чем преодолеть этот склон не без доли риска , слегка ободрав пальцы в кровь вылез наверх. Спасибо ледорубу. Пока я совершал эти подвиги на склоне группа отдыхала на перевале. Увидев меня, они предложили идти по их следам , но мне уже не хотелось. Я посмотрел — они практически прошли склон , а я пошёл на спуск. Такой риск не для меня. Ребятам из Ковчега большое спасибо за желание помочь. Идти в обход пупыря желания не было — не известно что могло ожидать на перевалах Ходюке или Кызыл-Ауше. И я к 14 часам спустился в Теберду. По пути опять столкнился с проверяющими егерями. На маршрутках добрался до Карачаевска , затем Черкесска. Был на автовокзале в 19 часов. Автобусы уже не ходили. Таксисты атаковали малыми и большими силами - предлагали до Невинки за 700-800. Я не поехал. Остался ночевать на ж/д вокзале на полу на своём коврике и рюкзаке ( экстрим так экстрим). И утром около 07.30 уехал на автобусе Черкесск-Ростов. В 14 часов я дома. Выводы 1. Очень красивые и высокие горы , перевалы. Обязательно через 2 месяца в июле пойду через Алибек планируемым маршрутом и если не закроется эта тема опубликую отчёт. Пограничники выдали мне пропуск до конца года. 2. Перевалы Архыза , Домбая , Теберды в корне отличаются от перевалов ЛагоНак. Если на ЛагоНаках подъём на перевал занимает от 45 минут до 3-4 часов , до там день-два. Это утомительные и физические перевалы. Но с другой стороны и горы другие , и виды, и ощущения. Очень хорошие ощущения после похода — свежесть мыслей , крепость мышц. 3. Используемый мною метод хождений и блужданий по неведомым местам для меня остаётся актуальным. Отказываться от него не собираюсь. Также и хочу первопроходами для себя ходить маршруты. Это очень интересно. Главное не терять голову и быть готовым при тумане или т п жить автономно несколько дней. 4. Пропуски в погранзону и заповедник оформлять рекомендую только через фирму ( 300 рублей — это совсем малая плата за нервы) — не хочется стоять под дверями пограничников и опять испытывать прелести общения с егерями заповедника ( кстати штраф за незаконное пребывание в заповеднике до 2-х тысяч рублей — счёт пришлют по почте). 5. В мае там рекомендую ходить со снегоступами и кошками ( для тех кто знает). Правда после кладбища альпинистов и висения на склоне покупать кошки мне пока расхотелось, потому что лететь со склона в кошках или без - разницы особой нет. Единственно , что в кошках лететь видимо хуже. Я уж лучше горными тропами. У меня было некоторое предубеждение , что если перевал 1А , то это красиво , а если некатегорийный , то не очень. Это не совсем так. 6. Пребывание на территории Тебердинского заповедника 50 рублей . Если с ночёвкой , то 100 рублей в сутки. Билеты можно взять или в Теберде в конторе, или на тропе в Домбае. Чтобы точно — созвониться с главным лесником заповедника. 7. Фото заливаю.

Olga: хотт@быч, спасибо за информацию. Пишите еще и фотографии очень интересно было бы посмотреть.

Boris: Несколько комментариев по вылазке Хоттабыча. Во первых спасибо за такой подробный отчёт, фото тоже интересно будет посмотреть. А теперь по делу: вас же предупреждали бывалые люди насчёт майских вылазок о их малой перспективности, но охота, как говорится, пуще неволи. По транспорту на Черкесск из Невинки - внимательней читайте форум, хотя бы здесьhttp://arkhyz.borda.ru/?1-4-0-00000007-000-0-0-1296492221 и уже были бы морально готовы к ночевке на вокзале или расчитывали соответствующим образом приезд. Ветка на Черкесск тупиковая, в основном грузовая, так что на многое расчитывать не приходится. Не понял сентенций насчет российских авто на улицах Черкесска (видимо, в Тихорецке все ездят исключительно на Мерседесах). То, что не залезли на Алибек - в порядке вещей в мае (все-таки 3000 м плюс близость к ГХК). А то, что промахнулись мимо Мухинского, это уже минус вам, как туристу. Турист должен уметь ориентироваться по карте и описаниям. Карты на сайте (как нашем, так других) имеются в изобилии, литература тоже http://www.arkhyz.info/COMMON.FILES/literat.php (хотя бы классические книги Арсенина-Бондарева). Мухинский в это время года вполне проходим и спуск на другую сторону хоть и крутоват, но мой товарищ проходил его даже с велосипедом. Так вы могли хотя бы закольцевать маршрут через Аскаут. Но, надеюсь, летом у вас всё получится. Удачи.

Gena: хотт@быч С нетерпением ждем фото.

Boris: Присоединяюсь!

хотт@быч: 1. По поводу моего промаха с перевалом Муху. Вы не поверите , но на него я шёл без карты. Карта была у меня по моему маршруту . Пер. Муху был обрезан. Помнил по отчётам , что пройти его особых сложностей не представляет и в итоге приблудил. При пог=дготовке похода многое читал , изучал карту и мне показалось , что я знаю её наизусть. Расстроился. На днях просмотрел карту в нете. Была бы у меня она с собой тогда..... 2. Мои сентеции по поводу Российских авто на улицах Черкесска. Да , их там явно больше чем в Краснодарском крае или скажем в Майкопе. А характерная кавказская езда - это рисковость в обгонах , высокие обороты двигателя , тонировка и подрезанные пружины на Ладах. Написал это как совет тем кто будет ехать на своём авто. Нежелательно соревноваться в скорости с местными , обгонять без нужды. Так же доволно часты машины ДПС с ловлей по скорости и на сплошных. Кавказская езда - это такой же арибут Кавказа как горы , хычины и т д. Я например сразу её ощущаю , въезжая в Адыгею и КЧР. 3. Фото похода - http://photo.qip.ru/users/hottabich1973/200478976/203953984/#mainImageLink 4. В июле обязательно попытаюсь пройти планируемым маршрутом. Точной даты пока указать не могу.

хотт@быч: 1. По поводу моего промаха с перевалом Муху. Вы не поверите , но на него я шёл без карты. Карта была у меня по моему маршруту . Пер. Муху был обрезан. Помнил по отчётам , что пройти его особых сложностей не представляет и в итоге приблудил. При пог=дготовке похода многое читал , изучал карту и мне показалось , что я знаю её наизусть. Расстроился. На днях просмотрел карту в нете. Была бы у меня она с собой тогда..... 2. Мои сентеции по поводу Российских авто на улицах Черкесска. Да , их там явно больше чем в Краснодарском крае или скажем в Майкопе. А характерная кавказская езда - это рисковость в обгонах , высокие обороты двигателя , тонировка и подрезанные пружины на Ладах. Написал это как совет тем кто будет ехать на своём авто. Нежелательно соревноваться в скорости с местными , обгонять без нужды. Так же доволно часты машины ДПС с ловлей по скорости и на сплошных. Кавказская езда - это такой же арибут Кавказа как горы , хычины и т д. Я например сразу её ощущаю , въезжая в Адыгею и КЧР. 3. Фото похода - http://photo.qip.ru/users/hottabich1973/200478976/203953984/#mainImageLink 4. В июле обязательно попытаюсь пройти планируемым маршрутом. Точной даты пока указать не могу.

хотт@быч: 1. По поводу моего промаха с перевалом Муху. Вы не поверите , но на него я шёл без карты. Карта была у меня по моему маршруту . Пер. Муху был обрезан. Помнил по отчётам , что пройти его особых сложностей не представляет и в итоге приблудил. При пог=дготовке похода многое читал , изучал карту и мне показалось , что я знаю её наизусть. Расстроился. На днях просмотрел карту в нете. Была бы у меня она с собой тогда..... 2. Мои сентеции по поводу Российских авто на улицах Черкесска. Да , их там явно больше чем в Краснодарском крае или скажем в Майкопе. А характерная кавказская езда - это рисковость в обгонах , высокие обороты двигателя , тонировка и подрезанные пружины на Ладах. Написал это как совет тем кто будет ехать на своём авто. Нежелательно соревноваться в скорости с местными , обгонять без нужды. Так же доволно часты машины ДПС с ловлей по скорости и на сплошных. Кавказская езда - это такой же арибут Кавказа как горы , хычины и т д. Я например сразу её ощущаю , въезжая в Адыгею и КЧР. 3. Фото похода - http://photo.qip.ru/users/hottabich1973/200478976/203953984/#mainImageLink 4. В июле обязательно попытаюсь пройти планируемым маршрутом. Точной даты пока указать не могу.

Boris: Дмитрий, а что это сразу три одинаковых поста вылетело? Может сбой какой-то. Посмотрел снимки - не густо, все еще какое-то серое. Надеюсь из летнего похода бутет побольше и покрасивей. Насчет кавказского стиля езды - видно я привык и не обращаю внимания. А дураков на дороге везде хватает, не только на Кавказе. Ну а то, что ДПСников много - это же хорошо, а то горячий кавказский народ совсем распоясается. Вот я езжу аккуратно, меня они и не трогают :)

Сергей: После переписки с фирмами предоставляющими помощь в оформлении пропусков вернулся к началу-оформлению самостоятельно.Фирмы соглашались оформить пропуск.Но узнав что группа из Украины,либо отказывала,либо начинала повышать цену и в конце переставала отвечать.Оформлять пропуск в пятикилометровую зону вообще не брались.Даже не понимали для чего это.В результате отправил все по факсу в управление через государственную службу-телеграф Укртелекома.Документация на 11 человек ушла нормально,с проверкой качества всех листов и обошлась в сумму около 350 рублей.Кроме заявления на пропуск приняли ходатайство и на проведение мероприятий в пятикилометровой зоне круглосуточно.О результате обещали сообщить 14-15 июня.Но звонить надо мне. "Будем посмотреть" что выйдет.Основной вариант-ущ.Псыша за Аманаузом.Запасным вариантом будет Софийское ущелье.В Архызе планируем появиться 18 июля.Во всяком случае билеты забронированы. Извиняюсь,не заметил что пишу не в ту ветку.

хотт@быч: Мне дали пропуск на зону Домбай-Архыз до конца года, хотя я просил на обозначенный срок похода. Мало того - предложили БЕСПЛАТНО выслать мне на дом. Я отказался - времени было маловато. Могло не дойти. А так приятно. Сервис однако.

Olga: Отправляли по почте (и по электронной почте тоже) заявления. Пропуска прислали на домашний адрес.

хотт@быч: Ну вот (как говорил поэт) ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ. Заканчивается работа , сегодня последнее дежурство. Завтра отпуск и долгожданный поход. За летний вынужденный перерыв поддерживал как мог физическую форму. Правда последние две недели какой-то аврал и не бегал совсем. Итак, как и хотел в ночь со второго на третье октября стартую из Тихорецка на автобусе Ростов-Теберда. Около девяти утра прибываю в Теберду. Оттуда как-нибудь до Домбая и в путь. Маршрут тот же. Перевал Алибек , Ходюк , Озёрный, Архыз. Далее очень хочу транспортом в Хурзук на пер. Балкбаши , а там видно будет. На всё две недели отпуска. Иду как обычно один. Компания так и не подобралась. Видимо одна из причин то , что сроки похода жесткие и подогнаны под мой график. Да , на днях усилился. Купил кошки Salewa с мягкими креплениями( моя давняя мечта) - обязательно найду какой-нибудь ледник и похожу , трекинговые палки и новый спальник в Декатлоне с температурой комфорта +1. Пограничный пропуск у меня до января , билеты в заповедник возьму в Домбае. По приходу отпишусь.

Сергей: Где-ж это пропал наш хоттабыч.Уже давно пора вернуться и отчитаться.



полная версия страницы